Встречи с врачами нужны и неизбежны, поэтому так важно с первых лет жизни помочь ребенку воспринимать педиатра и посещение любого врача спокойно и, по возможности, позитивно. Как это сделать? Подготовили ряд рекомендаций с отдельными уточнениями по походу в клинику, вызову врача на дом и патронажу.
ДЕТИ ДО ДВУХ ЛЕТ
Самое важное, чтобы при встрече с врачом ребенок чувствовал себя в безопасности и происходящее не было для него неожиданностью. Постарайтесь сразу подобрать для малыша хорошего курирующего педиатра, чтобы уже с раннего возраста ребенок мог к нему привыкнуть. Заранее познакомьте малыша с тем, кто такие врачи, зачем они нужны и что может происходить на приеме: осмотр, прививки и так далее.
Есть специальная книжка-сказкотерапия для детей до полутора лет «Я иду к врачу». У нас в Lahta Junior тоже есть своя книжка для малышей «Детям о врачах». Еще можно найти разные обучающие мультики и передачи, например некоторые из серий мультфильма «Три кота». Можно купить детские наборы доктора и самим заранее поиграть с ребенком.
Перед встречей с врачом обязательно честно расскажите ребенку, что будет происходить и зачем это нужно, но не вдавайтесь в подробности, если ребенок этого не хочет или не готов до конца понять происходящее. Ведите себя спокойно и расслабленно.
Использование «успокаивающих» слов: «страшно не будет» или «это совсем не больно» могут только напугать или запутать. Если ребенок все равно очень переживает и боится, не стоит его стыдить, сравнивать с кем-то или велеть успокоиться. Этим вы не помогаете, а делаете ситуацию эмоционально тяжелее для всех. Признайте его право на эти чувства и вместе подумайте, как их культурно проявить и что сделать, чтобы ребенку стало комфортнее. Постарайтесь дать побольше информации, чтобы малыш мог чувствовать себя уверенней в будущей ситуации.
После приема организуйте положительное эмоциональное подкрепление. Можно подготовить небольшой подарок либо придумать приятную активность. У нас в клинике педиатры сами дарят малышам небольшие сувениры на прощание. После приема желательно попросить ребенка поделиться пережитыми эмоциями: рассказать или нарисовать, что понравилось, а что нет. Это поможет ему учиться рефлексировать и лучше осознавать свой опыт.