Развитие речи у ребёнка – когда беспокоиться? как помочь?
Освоение языка и речи – ключевой навык, определяющий будущие когнитивные способности ребенка и во многом всю его оставшуюся жизнь. Как отследить, соответствует ли речевое развитие малыша норме? Как помочь ребенку заговорить поскорее?
Хотя каждый малыш особенный и учится говорить в своем собственном темпе, есть общие этапы нормального развития речи и языка, которые могут служить ориентиром для взрослых.
Эти признанные речевые вехи помогают родителям и педиатрам вовремя выявлять и корректировать нарушения и давать ребёнку дополнительную поддержку для гармоничного развития.
Нормы развития детской речи
За развитием речи необходимо следить ещё на самом раннем этапе – до появления первых слов.
К концу 3 месяца жизни обычно дети издают воркующие звуки, распознают голос мамы, улыбаются, когда к ним обращаются, плачут по-разному для разных нужд.
В 3-6 месяцев ребенок гулит и издает много разных звуков, в том числе комментируя игры, реагирует на голос, переводит взгляд в сторону звука, распознает интонацию, узнает знакомые голоса.
С 6-7 месяцев начинается период лепета. Ребенок пытается повторять услышанные слоги и начинает произносить самые простые из них многократно: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Прогрессируя, лепет переходит в первые слова.
К 12 месяцам малыш старается имитировать речь, произносит простые слова: «мама», «папа», «нет», знает свое имя и названия знакомых предметов, реагирует на простые речевые инструкции, например «принеси мишку».
К полутора годам ребенок говорит около 10 слов, знает имена знакомых людей, названия частей тела, лучше соотносит слова и предметы, показывает названное на картинках.
В 2 года ребенок произносит около 50 слов, говорить простые фразы из 2 слов, может задать пару простых вопросов, например «где мама?», понимает инструкцию из двух шагов, например, «сходи… и принеси…».
Как помочь ребёнку заговорить
Если вы замечаете, что малыш, похоже, отстает в своем речевом развитии, обсудите свои опасения с педиатром. Врач осмотрит малыша, проведёт нужные тесты и при необходимости направит его к профильным специалистам. Задержка в развитии речи может говорить о проблемах со слухом, а также анатомических или неврологических нарушениях.
Мозг ребенка наиболее пластичен в первые 5 лет жизни, так что, чем раньше будет обнаружена проблема и начнётся коррекция, тем больших успехов удастся добиться.
Родители могут помочь малышу заговорит быстрее, соблюдая следующие рекомендации:
- Проговаривайте и озвучивайте все свои действия, действия ребёнка и то, что происходит вокруг
- Показывайте малышу, что вам приятно, когда он пытается говорить
- Пойте песни и читайте вслух
- Учите малыша имитировать голоса животных и звуки природы
- Формируйте важные жесты: указательный, жест прощания, кивки головой «да-да» и «нет-нет»
- Учите ребенка следовать простым голосовым инструкциям, постепенно усложняйте их
- Говорите эмоционально, используйте понятные слова и краткие доходчивые конструкции без «слов-шумов»
- Показывайте малышу, что ждёте его ответа, даже если он ещё не говорит: замолкайте и вопросительно смотрите в глаза
Получив поддержку родителей и в при необходимости квалифицированную помощь нужных специалистов, малыш обязательно заговорит.
Не страшно, если ребенок делает первые шаги в речи немного позже своих сверстников, – главное, отслеживать ход процесса и дарить малышу необходимую поддержку и поощрение.
Статья подготовлена совместно с педиатром Николаем Комовым