Факторы психического здоровья
Семья
Именно родители могут помочь ребенку обрести спокойную уверенность в своей внешности, силах, возможностях, которая станет стержнем его ментального здоровья. Родителям следует предлагать поддержку и помогать своим детям, когда они в этом нуждаются, быть образцами для подражания в вопросах обучения, вовлеченности, отношения к жизни и ментального здоровья. Согласно исследованиям, высокая самооценка и успеваемость тесно связаны с позитивным участием родителей. Важно создавать дома условия, способствующие как обучению, так и полноценному отдыху, поддерживать позитивную, безмятежную обстановку.
Среда
Один из признанных рисков для ментального здоровья школьника — неблагоприятные социально-экономические условия. Кроме того, на состояние детей влияют сверстники в школе, друзья во дворе и спортивных секциях. Часто проблемы, которые могут показаться взрослому человеку несущественными, способны критически влиять на детей.
Подростки могут переживать эмоциональное давление, буллинг и даже акты насилия со стороны сверстников. К дисбалансу в психической деятельности приводят и учебные перегрузки, когда внешне взрослея, ребенок остается внутренне еще не зрелым.
Режим дня
Ребенок чувствует себя бодро, спокойно и лучше развивается, когда его жизнь упорядочена. Важно, чтобы распорядок дня помимо учебы обязательно включал длительный отдых на открытом воздухе, полноценный ночной сон и свободное время. Чем дольше ребенок делает уроки, тем больше времени на улице ему нужно, чтобы восстановиться.
Важно гулять перед сном. Сейчас, когда школьники перегружены, часто страдает именно эта составляющая режима дня. Недостаток воздуха и физической активности расшатывает психическое здоровье ребенка и негативно влияет на его способность справляться с трудностями.
Целесообразно готовить уроки всегда в одно и то же время в периоды подъема работоспособности: в 8-12 ч и в 16-18 ч, в идеале после прогулки. Каждые 35-45 минут нужно делать перерыв. Время на уроки в 8-11-м классах не должно превышать 3.5 ч. Если требуется больше времени, возможно, ребенок еще не научился рационально организовывать процесс решения задач. Нужно постараться ему помочь.
Соцсети
Социальные сети могут серьезно влиять на психическое здоровье подростков. Многие исследования доказали, что их неосознанное и чрезмерное использование может навредить. Подростки все время сравнивают себя с другими людьми, и идеальный образ другого может подорвать их уверенность. Кроме того, ребенок может столкнуться с кибернасилием.
Есть несколько способов смягчить потенциальный ущерб от соцсетей. Стоит начать обсуждать соцсети с ребенком, помочь ему осознать, какие чувства они вызывают. Приносит ли прокрутка ленты позитивные эмоции или вызывает беспокойство? Как ребенок чувствует себя после блуждания по соцсетям?
Расскажите о том, с какими опасностями он может столкнуться — буллинг, кража личных данных, домогательства. Научите, как не допустить таких ситуаций или правильно реагировать на них.