Ментальное здоровье школьников
Факторы психического здоровья
Именно родители могут помочь ребенку обрести спокойную уверенность в своей внешности, силах, возможностях, которая станет стержнем его ментального здоровья. Родителям следует предлагать поддержку и помогать своим детям, когда они в этом нуждаются, быть образцами для подражания в вопросах обучения, вовлеченности, отношения к жизни и ментального здоровья. Согласно исследованиям, высокая самооценка и успеваемость тесно связаны с позитивным участием родителей. Важно создавать дома условия, способствующие как обучению, так и полноценному отдыху, поддерживать позитивную, безмятежную обстановку.
СредаОдин из признанных рисков для ментального здоровья школьника — неблагоприятные социально-экономические условия. Кроме того, на состояние детей влияют сверстники в школе, друзья во дворе и спортивных секциях. Часто проблемы, которые могут показаться взрослому человеку несущественными, способны критически влиять на детей.
Подростки могут переживать эмоциональное давление, буллинг и даже акты насилия со стороны сверстников. К дисбалансу в психической деятельности приводят и учебные перегрузки, когда внешне взрослея, ребенок остается внутренне еще не зрелым.
Режим дняРебенок чувствует себя бодро, спокойно и лучше развивается, когда его жизнь упорядочена. Важно, чтобы распорядок дня помимо учебы обязательно включал длительный отдых на открытом воздухе, полноценный ночной сон и свободное время. Чем дольше ребенок делает уроки, тем больше времени на улице ему нужно, чтобы восстановиться.
Важно гулять перед сном. Сейчас, когда школьники перегружены, часто страдает именно эта составляющая режима дня. Недостаток воздуха и физической активности расшатывает психическое здоровье ребенка и негативно влияет на его способность справляться с трудностями.
Целесообразно готовить уроки всегда в одно и то же время в периоды подъема работоспособности: в 8-12 ч и в 16-18 ч, в идеале после прогулки. Каждые 35-45 минут нужно делать перерыв. Время на уроки в 8-11-м классах не должно превышать 3.5 ч. Если требуется больше времени, возможно, ребенок еще не научился рационально организовывать процесс решения задач. Нужно постараться ему помочь.
СоцсетиСоциальные сети могут серьезно влиять на психическое здоровье подростков. Многие исследования доказали, что их неосознанное и чрезмерное использование может навредить. Подростки все время сравнивают себя с другими людьми, и идеальный образ другого может подорвать их уверенность. Кроме того, ребенок может столкнуться с кибернасилием.
Есть несколько способов смягчить потенциальный ущерб от соцсетей. Стоит начать обсуждать соцсети с ребенком, помочь ему осознать, какие чувства они вызывают. Приносит ли прокрутка ленты позитивные эмоции или вызывает беспокойство? Как ребенок чувствует себя после блуждания по соцсетям?
Расскажите о том, с какими опасностями он может столкнуться — буллинг, кража личных данных, домогательства. Научите, как не допустить таких ситуаций или правильно реагировать на них.
Симптомы нарушений психического здоровья школьников
Некоторые варианты поведения — часть нормального развития, например, возрастные перепады настроения, закрытость и конфликты со сверстниками. Тем не менее многие родители не принимают всерьез более серьезные симптомы, думая, что ребенок просто устал, ленится или капризничает.
Родителям младшего школьника стоит обратить внимание, если ребенок становится эмоционально неустойчивым, у него нарушен аппетит, он быстро переутомляется, появляются лишние страхи, возникают проблемы со сном.
К признакам психологических трудностей у подростков относятся резкие и частые перепады настроения, меланхолия, тревога, агрессивность, конфликтность, негативизм, противоречивость, сочетание несочетаемого в характере, отказ от принятых правил, склонность к философствованию и крайним позициям, непереносимость опеки. Следует также обратить внимание на социальное окружение: есть ли у подростка друзья, кто они, чем интересуются.
Более серьезные симптомы того, что психическое здоровье ребенка под угрозой, могут заключаться в отказе от еды, сильном стремлении похудеть, повышенной тревожности, неусидчивости, резком отказе от ранее интересующих занятий или хобби, принятии наркотиков или алкоголя, постоянных перепадах настроения, беспричинном страхе, желании навредить кому-то, жестокости, попытках или разговорах о самоповреждении или суициде.
Как наладить контакт
Школьники, особенно старшие, нечасто могут открыто говорить о том, что их беспокоит. Чтобы помочь ребенку открыться, стоит следовать следующим советам.
В первую очередь уважайте своего ребенка, не думайте, что вы знаете, что с ним не так, лучше мягко спросите. Избегайте двойных посланий, говорите бережно, но прямолинейно. Будьте честны, признавая и свои ошибки. Развивайте в ребенке самостоятельность и помогите чувствовать себя в безопасности, зная, что он всегда может вам доверять и не встретит осуждения. Помогите чувствовать себя увереннее, убедив, что вы справитесь с любой проблемой вместе. Чаще делитесь тем, что происходит в вашей жизни, как вы справляетесь с проблемами, при этом спрашивайте мнение ребенка, обсуждайте, как бы он поступил в вашей ситуации. Это укрепит доверительные отношения и создаст безопасную среду, где ребенок ощущает, что вам важно его мнение, а трудности — нормальная часть жизни.
Если нужна помощь
Не всегда получается помочь ребенку самостоятельно, — это нормально. Работа с профессиональным психологом дает подростку возможность лучше понять свои чувства, переживания, начать осознаннее относиться к происходящему и научиться справляться с трудностями, которые мешают жить и развиваться. Обнаружив подозрительные симптомы на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия и помочь ребенку сохранить ментальное здоровье.