Можно ли детям иметь воображаемых друзей

28.10.2024 28.10.2024 здоровье

Освоение навыков социализации и коммуникации со сверстниками — естественные процессы в жизни ребенка. Но иногда чадо может представить своим родителям друга, которого они никогда не видели. И не смогут, ведь этот друг — воображаемый. В таком случае важно сохранить спокойствие и разобраться, что послужило причиной появления вымышленного приятеля.

Почему дети заводят воображаемых друзей

Определим сразу: появление иллюзорного товарища в жизни малыша — абсолютно нормальное событие. Это своеобразный сигнал о том, что у ребенка развивается фантазия, начинает формироваться творческое и креативное мышление.

Обычно такие процессы протекают в возрасте от 3 до 7 лет, и в этот период ребенку важно познавать принципы межличностных отношений. Многие дети заводят дружбу со сверстниками в детском саду, а некоторые предпочитают создавать для себя своих идеальных друзей с помощью воображения.

И что примечательно, фантазийные друзья могут наравне с настоящими помогать ребенку преодолевать трудности и быть поддержкой, развивать эмпатию и совершенствовать социальные навыки. Кстати, воображаемый приятель может отлично уживаться в жизни ребенка с его реальными друзьями.

Так откуда же возникают вымышленные друзья и подруги

1
Одиночество. Если ребенок испытывает недостаток общения со сверстниками, близкими людьми и членами семьи, он может придумать себе идеального товарища, который всегда будет рядом и которому можно довериться
2
Желание самореализации. Обычно возникает, когда в семье есть другие дети, и ребенку тяжело поддерживать с ними общение, из-за того, что родители требуют от него определенного поведения. «Поиграй с младшим!», «Не спорь со старшим!» и другие подобные требования часто вызывают у малыша желание быть лидером и устанавливать свои правила
3
Страх наказания. Строгое воспитание и гиперопека — пожалуй, главный страх детства. Поэтому в случае неудачи или проступка ребенок может попытаться переложить свою вину на воображаемого друга, чтобы защитить себя от гнева родителей
4
Потребность в защите. Кстати, защита и безопасность — это то, в чем дети нуждаются 24/7. И речь не о заглушках для розеток, а о психологическом комфорте. Например, в семье отсутствует доверительная атмосфера, и малыш не имеет возможности поделиться с родителями собственными переживаниями или выразить эмоции, которые иногда ошибочно считают негативными: страх, уныние, злость и т.д.
5
Подражание. Не секрет, что дети умеют успешно копировать взрослое поведение. Поэтому ребенок, смотря на своих родителей и их манеры и привычки в общении, может захотеть примерить на себе их роль и повторить какой-нибудь диалог или ситуацию из жизни, создав в своем воображении прототип родительского оппонента

Чем хороши воображаемые друзья

1
Социальная тренировка. Через игру с выдуманным другом ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в обычной жизни. Он может моделировать различные ситуации, возникающие в отношениях, и находить из них выход, а также проживать и осознавать новые эмоции и чувства. Это своеобразная репетиция для будущих или актуальных социальных контактов
2
Комфорт и поддержка. Воображаемые друзья часто выступают в качестве утешения, когда ребенок грустит, испытывает тревогу или чувствует одиночество. Через внутренний диалог со своими фантазийными персонажами ребенок может понять, что именно он чувствует в стрессовых ситуациях, выразить свои эмоции, и определить для себя, какую помощь в такие моменты ему бы хотелось получать от членов семьи или настоящих друзей
3
Хорошее настроение. Ребенок всегда знает, во что ему поиграть с вымышленным другом, а еще можно бесконечно придумывать новые забавы и любые правила к ним. Или вовсе отказаться от правил. К тому же это можно сделать в любой момент

Но есть и вторая возможная сторона воображаемой дружбы

1
Избегание реальности. Когда ребенок все чаще выбирает своего придуманного друга вместо общения с настоящими детьми или отстраняется от контактов, стоит проявить настороженность — подобное поведение считается признаком социальной тревожности или проблем в коммуникации. И очень важно помочь ребенку научиться их решать, а не избегать
2
Замещение друзей. Обратить внимание следует и в тех случаях, если ребенок полностью погружается в общение с воображаемым другом, игнорируя реальную жизнь
3
Перекладывание ответственности. Единичные случаи перевода вины за свой проступок на несуществующего персонажа не должны вызывать беспокойства у родителей. Но если ребенок начинает намеренно использовать вымышленного друга для оправдания своего неподобающего поведения, нужно принять меры. Важно объяснить ребенку принцип принятия ответственности и нарушения границ

Что делать с вымышленным приятелем

В большинстве случаев воображаемые друзья не требуют вмешательства, и уходят из жизни ребенка самостоятельно по мере его взросления и дальнейшей социализации, поэтому не стоит ругать ребенка, наказывать или считать его поведение ненормальным. Подыграйте ребенку, попросите включиться в его игру и познакомиться с другом, и не забывайте о границах.

Однако в некоторых случаях стоит задуматься о консультации со специалистом. Вовсе необязательно сразу записывать ребенка к психиатру, можно начать с беседы с детским психолога, а тот, проанализировав детское поведение, примет решение о необходимости консультации у другого специалиста (психиатр, психотерапевт).

Записаться на консультацию к детскому психологу рекомендуется, если ребенок

  • • Уделяет все внимание воображаемому другу и перестает заниматься повседневными делами: учеба, общение с реальными друзьями, выполнение семейных обязанностей и т.д.
  • • Слишком глубоко погружается в фантазию и начинает путать воображение с реальностью
  • • Испытывает эмоциональные или поведенческие проблемы (агрессия, страх, тревога и др.), причиной которых стал воображаемый друг (например, ребенок говорит, что его друг пугает его, заставляет что-то делать и т.д.)
  • • Закрывается от общения со сверстниками, предпочитая исключительно воображаемую компанию

В Lahta Clinic работает целая команда психологической поддержки: у нас есть психологи, психотерапевты и психиатры, работающие с самыми эффективными методиками терапии. Доктора соблюдают этику общения и конфиденциальность, поддерживают доверительную безопасную среду и помогают подобрать наиболее комфортный вариант сотрудничества: индивидуальные консультации, семейная терапия, дистанционная поддержка.

Мы обеспечим все условия, чтобы вы смогли наладить отношения с ребенком, разобраться в причинах его поведения и защитить его от травмирующих эмоциональных переживаний.