Как понять, что ребенок сталкивается с травлей: простые советы для родителей
Буллинг - это всегда долгосрочный, повторяющийся процесс, в ходе которого одни лица (более сильные) намеренно так или иначе причиняют вред другому лицу (в данной ситуации более слабому). Каждому родителю важно понимать, что жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок, как правило, этот процесс происходит непроизвольно, стихийно, иными словами “Оказался ни в том месте, ни в то время”. Причины травли бывают абсолютно различные, от банальной скуки, до повышения социальной значимости в коллективе.
Каким же образом этот процесс происходит?
Важно понимать, что часто травля в детском коллективе возникает, тогда, когда в этом же коллективе нет значимого взрослого, т.е. учитель/наставник не выполняет свои функции взрослого (например: не пресекает оскорбления или сам позволяет себе отпускать нелестные комментарии в сторону учеников). В этом случае в детском коллективе появляется свой “взрослый” среди детей, он может быть “зачинщиком” травли, в дальнейшем у него появляются “последователи” (бывает даже так, что зачинщик не принимает участия после, эту функцию выполняют “последователи”), которые тем или иным образом оскорбляют “жертву”, за всем происходящим наблюдают остальные дети (“наблюдатели”).
Травля бывает разной - вербальная, т.е. словами, социальная (бойкот, игнорирование, исключение из чатов), физическая, кибербуллинг. В большинстве случаев все начинается с вербальной травли, далее в зависимости от ситуации параллельно подключается другой вид буллинга.
Как распознать признаки травли у ребенка
Далеко не всегда “Жертвы” травли сообщают о ней родителям, поэтому последним так важно быть внимательными и чуткими по отношению к своим чадам. На какие же признаки следует обратить внимание родителю?
- Все что касается школы: ребенок вдруг стал стремиться всеми способами избежать школы - ищет повод прогулять, часто жалуется на то что болит живот, голова, часто уходит/просит забрать не дождавшись конца учебного дня; Вы замечаете, что ранее ребенок стремился к самостоятельности - хотел приходить и уходить в и из школы сам, но вдруг он начал просить Вас привести его в школу или забрать из нее; также одним из “красных флагов” может быть отсутствие стремления делиться новостями из школы (хотя ранее оно присутствовало; ребенок готов говорить о всем кроме школы); снижение успеваемости;
- Общение со сверстниками: Вы замечаете, что на дни рождения не кого позвать из одноклассников, да и ребенка ни особо приглашают на такие мероприятия; а вне праздников он особо не просится в гости к другим детям и к Вам никто не приходит; избегание школы распространяется и на внешкольные мероприятия - экскурсии, совместные поездки и т.п.;
- Вещи: у ребенка часто начали пропадать/ломаться вещи, он часто приходит в грязной и/или порванной одежде, при этом какого-либо логичного объяснения Вы от него не можете добиться; стоит обратить внимание, если ребенок начал часто просить у Вас деньги и суммы увеличиваются;
- Физическое и ментальное состояние: на теле начали появляться синяки, ссадины; снижение самооценки, ребенок стал более тревожным, раздражительным и вообще его поведение как-то изменилось (например: спокойный стал раздражительным, веселый грустным и т.п.);
- В настоящее время сложно представить жизнь без соц. сетей и часто, вербальный буллинг продолжается онлайн. Здесь “маячками” для родителя могут стать следующие признаки: частая проверка телефона со стороны ребенка, но при этом он там ничего не пишет; вздрагивает, когда приходят сообщения; закрыл страничку в соц. сетях; сменил аватар с фото на абстракцию; начал избегать обсуждений/ проявлять секретность в отношении гаджетов.
Важно понять, что родителя должны насторожить вдруг появившиеся признаки, т.е. если ребенок всегда был не очень общительным и не звал к себе в гости друзей, то это скорей всего не травля, но если ранее было по-другому, то тогда стоит понаблюдать, а далее уже аккуратно поговорить с ребенком. Если Вы все таки понимаете, что ребенок столкнулся с травлей, то в первую очередь следует выяснить у него, что он хочет и как бы хотел чтобы Вы ему помогли, иными словами максимально поддержать. Чтобы это сделать самому родителю важно “не утонуть” в своих эмоциях, поэтому, пожалуйста, подготовьте себя перед разговором с ребенком. Далее после того как ситуация проясниться следует обратиться к классному руководителю, возможно помощи школьного психолога, если же это не возымело эффект то идти дальше по иерархии, постоянно сверяясь со своими чувствами и ребенком.