Как выбирать игрушки для ребенка

08.02.2023 08.02.2023 здоровье

Какие игрушки безопасны для малышей? Какие считаются полезными в разном возрасте? Почему ребенок хочет страшную игрушку? Советами делятся врачи Lahta Junior: детский психолог Юрий Ильёв и педиатр Екатерина Атанова.

Игрушка – одно из важнейших средств обучения. Она помогает мальчикам и девочкам развивать познавательные способности, фантазию, воображение, социальные навыки, мелкую, крупную моторику, пространственное мышление, логику и многое другое.

Правила выбора игрушек для малышей до года и старше

  1. Читайте рекомендации на этикетке: насколько игрушка безопасна, сможет ли ребенок понять, как играть и будет ли она соответствовать его потребностям и интересам
  2. Все игрушки и детали должны быть больше рта ребенка
  3. Избегайте игрушек с маленькими гранулами, кнопочными батарейками или магнитами (особенно актуально для малышей до 3 лет)
  4. Откажитесь от громких игрушек
  5. Избегайте игрушек, стреляющих предметами в воздух
  6. Ищите качественные мягкие игрушки с надежными швами. Снимите свободные ленты или завязки
  7. Покупайте прочные пластиковые игрушки
  8. Не покупайте наборы для хобби и химические наборы детям младше 12 лет
  9. Храните мягкие предметы и все, что может увеличить риск защемления и удушья, вне кроватки
  10. Любые подвесные игрушки для кроватки должны быть вне досягаемости малыша, когда ребенок впервые начинает подниматься на руках и коленях или достигнет 5 месяцев жизни
  11. Убедитесь, что игрушка прошла испытания и разрешена к продаже: сертификат соответствия, знак ЕАС на упаковке. Игрушки, изготовленные на дому, могут быть небезопасны

Сколько игрушек нужно ребенку

Новые игрушки обновляют ощущения и впечатления от игры, но это не значит, что нужно их постоянно покупать. Нужно помнить, что чем игрушек больше, тем меньше их ценность. Вообще часто для ребенка важен скорее момент покупки, когда игрушка начинает принадлежать ему и никому другому.

Кроме того, иногда переизбыток игрушек может усиливать нагрузку на психику ребенка. То, с чем малыш играет редко, можно убрать и доставать по требованию.

Все ли игрушки должны быть развивающими

Вряд ли ребенок будет играть с неинтересной (бесполезной) для себя игрушкой. Стуча большой ложкой по всему подряд не изучает ли он мир через «не развивающую, не игрушку»? А «заботясь» о мягком монстрике, бесполезно проводит время или получает что-то актуальное для себя?

Какие игрушки считаются полезными
  • 0-6 месяцев: концентрация, зрительные стимулы
  • 6-12 месяцев: манипулятивная деятельность, мелкая моторика
  • 12-18 месяцев: дидактические игры, соотнесение форм
  • 18-24 месяца: координация, движение, имитация
  • 24-36 месяцев: сенсорная интеграция, начало сюжетно-ролевой игры
  • Далее преобладает сюжетно-ролевая игра

После 3-4 лет доступны многие настольные игры, пазлы и конструкторы. Все зависит от фантазии родителей и интересов ребенка.

Ближе к школе интересы меняются на более целенаправленное обучение и соответствующие игрушки-атрибуты. В начальной школе ребенок может иногда проявлять интерес к игрушкам для более раннего возраста, и это нормально. Ежедневные нагрузки могут вызывать желание вернуться во время, когда «всё было проще».

На что делать упор: социальные, моторные, познавательные навыки

Лучший подход – это баланс и разнообразие. Общаться, строить отношения через игру и улучшать другие навыки человек учится всю жизнь.

Почему ребенок хочет страшную игрушку

Стремление к страшным игрушкам или историям, это нормально. Важно общаться и узнавать, зачем ребенку та или иная игрушка.

Причины могут быть разными:

  • В «зубастой игрушке» ребенок видит «страшного, опасного, но ручного помощника\защитника»
  • Ребенок хочет изучить, понять или подчинить пугающее своей воле. Зубастая игрушка создает впечатление контролируемой опасности
  • Игрушка позволяет проще социализироваться среди сверстников

Сама по себе страшная игрушка не несет угрозы, вопрос в степени интереса. Но надо помнить, что впечатлительным детям множество страшных игрушек может навредить.

Если поведение ребёнка становится более агрессивным или нестабильным, стоит постепенно переводить его внимание на нейтральные игрушки.