Как распознать аутизм?
Чаще всего аутизм проявляется в 2.5-3 года, однако первые признаки расстройства можно обнаружить и в более раннем возрасте. Для этого следует понаблюдать за ребенком и оценить его поведение, обратить внимание на потребности и навыки взаимодействия с окружающими.
Для оценки стоит опираться на критерии диагностики РАС:
- Нарушение социальной коммуникации и взаимодействия
- Повторяемость и ограниченность поведения, интересов и деятельности
К дефицитам социально-коммуникативной сферы относятся:
- Дефицит взаимности — отсутствует обмен эмоциями, ребенок не реагирует на обращение, не инициирует взаимодействие, не идет "жалеться", не повторяет и не имитирует поведение окружающих
- Дефицит невербальности — аномалии зрительного контакта, наличие необычной мимики и жестов или же полное их отсутствие
- Дефицит взаимоотношений — отсутствие развития, поддержания и понимания взаимоотношений. Ребенку тяжело участвовать в ролевых играх, он не проявляет интерес к сверстникам и взрослым
Симптомы могут иметь минимальную, среднюю и максимальную степень выраженности. Для подтверждения диагноза РАС необходимо, чтобы совпадали все три критерия.
Стереотипное и ограничительное поведение проявляется следующими признаками:
- Повторяющиеся моторные движения, использование окружающих объектов или речи: перебирание руками, выстраивание игрушек в определенной последовательности, эхолалии — повторение сказанного за взрослым
- Следование правилам и схемам. Малыш негативно реагирует на любое изменение в рутинных действиях, испытывает трудности с переключением внимания, настаивает на одинаковом маршруте во время прогулки, хочет ездить на одном транспорте, предпочитает есть одну и ту же пищу каждый день и т.д.
- Ограниченные специфические интересы (чрезмерная привязанность к непривычным для детей предметам и повышенное ими увлечение, очень узкая сфера занятий)
- Нарушение сенсорного восприятия, проявляющееся в избытке или недостатке реакции на входящую сенсорную информацию: боязнь громких звуков, яркого света, дискомфорт при тактильных контактах, ограничительное пищевое поведение (ребенок выбирает пищу с определенной текстурой, цветом или запахом, боится пробовать новое)
В данном случае для установления диагноза должны присутствовать минимум два критерия. Если вы обнаружили в поведении ребенка вышеописанные отклонения, рекомендуем получить консультацию врача-психиатра.