Плохое поведение ребенка 1-3 года
Иногда дети ведут себя совершенно не так, как нам хотелось бы. Специалисты Лахта Джуниор в СПб зачастую слышат от родителей фразы: «мой ребёнок ведёт себя отвратительно», «манипулирует родителями». И это все в ангельские 1-3 года!
Конечно, ни о каких манипуляциях здесь не может идти речи, так как мозг малыша еще не развил в себе необходимые для этого структуры: строить план, предвкушать результат и корректировать поведение в зависимости от ситуации ребенок не может, каким бы маленьким гением он ни был.
И таким образом «плохое поведение» часто ведёт к чему-то желаемому. Например, устроил истерику на улице, и мама , чтобы избежать порицания прохожих, купила ту самую конфету/игрушку. Ребёнок пробует снова и — “о чудо”, результат такой же.
Желаемое — это не всегда вещь или действие, это может быть даже внимание взрослого. Например, увидев, что малыш рисует на обоях, мама тут же отложит все свои дела и переключит внимание на юного “художника”: и на руки возьмут, и по имени назовут — вот тебе и контакт, и внимание!
Иногда дети “плохо себя ведут”, развиваясь.
Например, когда начинают брать предметы, бросать с разной высоты, с разной силы, мыть, рвать и т.д. Это развивает мозг малыша.
Конечно, он не дает оценку предметам и своим действиям. Поэтому, задача взрослого — позаботиться о безопасности малыша и о собственном спокойствии, просто убрав всё опасное и ценное подальше и повыше, а в доступе оставить достаточное разнообразие.
А когда капризничает, тоже развивается?
Такое часто бывает у подросших, но еще не говорящих малышей. Родители кое-как его понимают, а другие взрослые — нет. Ребенку хочется сказать, но не получается. Он злится и кричит.
Задача взрослого — помочь с развитием речи: чаще и больше говорить, чтобы ребенок смотрел, как мы это делаем (двигаем ртом), заниматься мелкой моторикой (центр речи в коре головного мозга находится рядом с пальчиками рук), не всегда понимать малыша (иначе зачем говорить, если твоё «тат» все и так понимают), обсуждать эмоции и учиться их выражать (делаем это в спокойном состоянии ребенка).
А еще есть кризис 3-х лет. Он называется так только условно: может быть и в 2,6 и 3,1.
Вы уже догадываетесь, что “кризис” тоже на пользу?
В это время ребенок начинает осознавать себя, как личность, и проверять границы дозволенного. Малыш становится упрямым и делает всё наоборот: убегает, когда зовете, например.
Что же делать тогда?
Постарайтесь отвлечь его, если он упрямится, переключить на игру, а, в противном случае, попробуйте переждать истерику. Разговаривайте с ребенком “как взрослые”, объясняйте причины своих решений, договаривайтесь с ним. Не говорите абстрактно “какой ты у меня хороший”, а хвалите его конкретные действия, которые хотите поддержать. К примеру: “как здорово ты помыл ручки” или “ у тебя получился замечательный рисунок!”
Будьте терпеливее, и малыш сам скажет вам спасибо, когда подрастет.