В детском возрасте (от рождения до 18 лет) выделяют несколько кризисов:
Важно другое: в своём развитии ребёнок непременно должен преодолеть каждый из кризисов.
Примерно к 11-12 месяцам малыш научился ориентироваться в пространстве, синхронизировать работу рук, ног и шеи, у него окрепнет скелетная мускулатура, и в результате он готов к новому умению – умению ходить. Кроме того, он успешно овладевает речью. Ходьба и речь открывают для ребёнка новые возможности познания мира, что неизбежно приведёт к новой для него и для родителей модели поведения.
В поведении малыша возможно появление упрямства, агрессивных вспышек. Протесты против требований родителей, абсолютное расхождение с «надо» и «хочу», истерики и падения на пол, кидания игрушками – очень частые проявления кризиса, и в период от 10 месяцев до полутора лет с ними сталкиваются большинство родителей.
Родители должны знать, что ругать, наказывать, шлёпать малыша, равно как и потакать всем его капризам и требованиям нельзя.
В зависимости от ситуации надо постараться отвлечь малыша, переключить его внимание, проявляя при этом железное терпение и выдержку. Разумеется, это очень сложно, но только терпение и любовь помог маленькому человеку как можно быстрей адаптироваться к новым условиям жизни и новым требованиям.
Если вы что-то запрещаете малышу, обязательно объясните ему, почему вы это запрещаете. И при этом помните: если нельзя сегодня, значит, нельзя и завтра и послезавтра.
Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, доверяйте выполнять какие-то действия, не забывая при этом строго контролировать всё, что он делает. В противном случае, у малыша пропадёт инициатива к действиям, и возможно, он вообще будет отказываться выполнять даже простейшие, хорошо ему знакомые вещи. Такие, например, как самостоятельно принимать пищу.
Самый сложный из кризисов детского возраста и в первую очередь для родителей малыша: ребёнок практически во всём противопоставляет себя взрослым, требует предоставления свободы и самостоятельности. Малыш удаляется от мамы, может негативно реагировать на проявления внимания и заботы, становится практически неуправляемым.
Основные проявления кризиса 3-ёх лет:
Возраст 6-7 лет психологи называют переходным:
Ориентируясь на слова и поведение взрослых, ребёнок начинает требовать настоящей взрослости, предъявляя претензии, подражая манере разговора и поступкам взрослых. Между тем возникает некий конфликт между желаниями ребёнка и его поступками, в результате которого у ребёнка появляется новое чувство – переживание своего поступка.
В это же время появляется так называемый «симптом горькой конфеты»: ребёнка что-то тревожит, беспокоит, но он не говорит о причине своего беспокойства родителям, из боязни показаться маленьким.
Нынешнее поколение детей очень сильно отличается от тех, кто рос ещё лет 10-15 назад. Современные дети раньше развиваются, раньше «взрослеют» во всех отношениях: физическом, психическом, эмоциональном.
Многие процессы, в том числе, гормональная перестройка, у них тоже происходит раньше, поэтому проявления влюблённости, интерес к отношению полов у них тоже проявляются много раньше. И наступление пубертатного кризиса возможно и будет считаться нормой уже не в 13, а в 11 лет.
Пубертатный кризис самый длительный и самый острый из всех кризисов детского возраста: ребёнок не просто взрослеет, изменения происходят не только в физиологии, но и в сознании, и в поведении, и в общении.
У девочек кризисный период начинается значительно раньше, чем у мальчиков и протекает относительно спокойно, у мальчиков этот период может начаться на 1-2 года позже, чем у девочек, но проявляется крайне остро и бурно.
Пубертатный кризис для любого ребёнка особенно тяжёл тем, что, с одной стороны, он может яростно доказывать, что он взрослый и не нуждается во внимании и заботе родителей, а с другой – ему очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит.
Помимо изменений в поведении ребёнка, у него наблюдаются изменения в самочувствии:
Пубертатный кризис нередко провоцирует у ребёнка возникновение поведенческих, нервных и психических расстройств:
Не надо бояться самого слова «кризис». Это не болезнь, не нарушение развития, при том, что происходят значительные изменения личности вашего ребёнка. Но если вы, как взрослый человек, как любящий родитель, понимаете, что не можете помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами, если вы обеспокоены за состояние своего ребёнка, необходимо немедленно обратиться за помощью к специалистам.
В нашей клинике вас примут детские неврологи и психологи, обладающие большим опытом работы с детьми и подростками, владеющие необходимыми навыками и методиками.
Не бойтесь обращаться за помощью, когда речь идёт о жизни и здоровье вашего выросшего ребёнка.