Игрушки малышу до года: что выбрать
В первый год жизни малыша необходимо уделить особое внимание не только количеству игрушек, но и их качеству и безопасности. Доказательная медицина подтверждает, что игрушки должны способствовать развитию, активизировать сенсорные и моторные навыки, вдохновлять ребёнка на движение и изучение окружающего мира. Какие игрушки нужны ребёнку до года и как их выбрать, рассказываем вместе с врачом-педиатром Ксенией Беляковой.
Игрушки на первый год жизни
0–3 месяца
Для новорождённых достаточно буквально двух–трёх игрушек. Это могут быть:
- • Чёрно-белые игрушки, которые за счёт контраста цветов помогают развивать зрительное восприятие.
- • Погремушки — улучшают моторные навыки и сенсорные ощущения. Лучше всего выбирать погремушки с мягким, ненавязчивым звуком и удобным захватом в форме кольца.
- • Сенсорное лото — помогает развивать восприятие окружающего мира.
4-6 месяцев
Для малышей до полугода нужно три–пять игрушек, чтобы ребёнок мог выбирать. В этом возрасте наиболее актуальны будут:
- • Текстильные книги — для тактильного восприятия и взаимодействия.
- • Игрушки для прорезывания зубов — они способствуют стимуляции дёсен и развитию ротовой полости.
7–9 месяцев
Малыш становится старше, и игрушек требуется больше. В этом возрасте их может быть уже пять–семь. Купить нужно:
- • Конструкторы с крупными деталями (не бойтесь игрушек ярких цветов!) — помогают развивать мелкую моторику.
- • Игрушки с разными текстурами и звуками — важны на этом этапе, для сенсорного развития.
- • Мячики разных размеров (сенсорные шарики) — для развития координации движений.
10-12 месяцев
К году игрушек должно быть около семи-десяти: их разнообразие помогает стимулировать разные умения. Из развивающих игрушек ребёнку до года подойдут:
- • Кубики для строительства — так развивается пространственное восприятие.
- • Игрушки на колёсах — для активной практики ползания и первых шагов.
- • Музыкальные игрушки и инструменты — развивают слух и чувство ритма. Но обратите внимание, что звук, который издаёт игрушка, не должен раздражать слух или пугать ребёнка.
Пол ребёнка и выбор игрушек
Игрушки для детей до года, как правило, не имеют гендерных различий. В этом возрасте игры ориентированы на исследование окружающего мира, развитие моторики и восприятия, а не на выполнение социальных ролей. Поэтому выбор игрушки девочке и мальчику, скорее всего, не будет сильно отличаться.
Как выбрать безопасные игрушки
При покупке игрушек на первый год жизни важно подумать о безопасности. Вот на какие критерии нужно обратить внимание.
- Материалы
Игрушки должны быть изготовлены из безопасных, нетоксичных материалов. Нельзя давать игрушки, в составе которых есть токсичные химические вещества: например, фталаты, свинец или бисфенол А (ВРА).
Лучшие материалы — дерево, безопасный пластик (ищите маркировку «безопасно для детей»), ткань или силикон. Если игрушки мягкие, важно, чтобы использованные ткани имели пометку hypoallergenic, то есть не содержали аллергенов.
- Размер
Игрушки должны быть больше рта ребёнка (для исключения риска удушья) и достаточно лёгкими для игры с ними: рекомендуемый вес погремушки для грудничка — не более 100 грамм.
- Качество и прочность
Игрушки должны быть прочными и качественными, чтобы избежать потери мелких частей, которые малыш может проглотить или вдохнуть. Проверьте, чтобы все детали, например, глаза у мягких игрушек или колёсики на машинках, были надёжно прикреплены.
- Безопасный дизайн
Нельзя давать малышу игрушки с острыми краями, маленькими движущимися частями или элементами, которые могут легко отломаться: это опасно для ребёнка.
- Сертификаты безопасности
Подтвердить, что игрушка соответствует требованиям по качеству и безопасности может единый знак ЕАС, который размещают на этикетке.
Лучшие фирмы и производители
Есть много производителей, которые выпускают качественные и безопасные игрушки для детей с рождения и до года и зарекомендовали себя на рынке. Вот некоторые из них: Pigeon, Fisher-Price, Chicco, Taf Toys, Skip Hop, Lamaze, Bright Starts, Melissa & Doug.
Помните, что в раннем возрасте игрушкой может стать практически любой предмет. Прогуливайтесь по дому вместе, рассказывайте о том, что видите, и позволяйте ребёнку щупать разнообразные текстуры, чтобы познакомить его с окружающим миром. На этом этапе игра и обучение неразрывно связаны друг с другом.